- КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.Направление в психологии, возникшее в США в конце 50-х – начале 60-х гг. в противовес бихевиоризму. Представителями этого направления проводились исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др. Одна из центральных проблем К. п. – вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессе запоминания и мышления, а также исследование индивидуальных различий личностей (М. Айзенк, Дж. Келли). Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития мышления и принятия решений, естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Данные К. п. были использованы методистами (в первую очередь американскими) для определения стратегий овладения языком и понимания индивидуальных особенностей учащихся. В частности, были выделены следующие параметры, определяющие различия между учащимися: общие интеллектуальные способности (унаследованные и приобретенные); первичные интеллектуальные способности (скорость восприятия, способности к словесному выражению, скорость и глубина интерпретации, пространственное мышление, память); когнитивные типы учащихся; когнитивные предпочтения при сборе информации (зрительной, слуховой, сенсомоторной); когнитивные стили при организации информации (последовательный, выборочный и др.); сенсорные предпочтения (типы памяти); доминантность полушарий головного мозга (левополушарный – склонность к анализу, правополушарный – склонность к синтезу); чувствительность к окружающей среде (шуму, свету, температуре) и некоторые другие. Наиболее существенным для преподавания иностранных языков считается выделение двух когнитивных типов: контекстно-независимые учащиеся (легко анализируют материал и усваивают его с помощью таблиц, списков слов) и контекстно-зависимые учащиеся (лучше усваивают материал в контексте, любят догадываться о значении слов с помощью средств наглядности). С позиции К. п. эффективность обучения во многом зависит от внутренней мотивации, интереса учащегося к изучаемому предмету.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.